Автомобили Урал создавались для Вооруженных
Сил. Ради удобства боевого применения они получили целый ряд
специальных свойств. Среди них уникальная проходимость и приспособленность
автомобиля к безгаражному хранению. Высокую живучесть автомобиля
обеспечило широкое применение в трансмиссии специальных высокопрочных
сталей. Такой подход давал автомобилям Урал высокую долговечность
и невысокие требования к эксплуатации. Правда, в гражданских
отраслях автомобили Урал встречались довольно редко и, чаще
всего, несли на себе специальное оборудование.
Автомобили Урал, совершенствуясь в соответствии с требованиями
времени, сохраняют свои лучшие качества. Сегодня они комплектуются
дизелями, снабженными для облегчения запуска предпусковым
подогревателем. Двухступенчатая раздаточная коробка не только
практически удваивает диапазон передаточных чисел коробки
передач, но и обеспечивает автомобилю постоянный полный привод.
Предусмотрен и разумно организован отбор мощности (на механический
привод или в гидросистему). Ведущие мосты автомобиля снабжены
двойной главной передачей с передаточными числами 7,32 и 8,05.
Дисковые колеса оснащаются шинами (ОИ-25, ИД-П284) с развитыми
грунтозацепами. Система централизованного регулирования давления
воздуха в шинах позволяет заметно повышать проходимость автомобиля
на слабых и переувлажненных грунтах, на снегу и песке. Большой
дорожный просвет (400 мм) позволяет преодолевать автомобилю
Урал такие препятствия, как пни, камни, канавы.
Опытно-промышленная партия длиннобазового шасси Урал-4320-1912
грузоподъемностью 12 тонн была выпущена в 1993 году. А их
серийное изготовление началось годом позже. До этого времени
основным производителем шасси для тяжелых агрегатов, используемых
в технологических процессах нефтегазодобычи, оставался Кременчугский
автозавод. УралАЗ, учитывая экономическую (рынок) и политическую
(Украина - другая страна) ситуации, стал активно осваивать
нишу тяжелых грузовых автомобилей, предлагая при этом только
полноприводный вариант автомобиля.
На автомобиле Урал-4320-1912 кроме увеличения на 1 030 мм
базы, были усилены многие конструктивные элементы, в частности,
средний и задний мосты, рама, получившая дополнительные внутренние
усилители и поперечены, передний мост, передняя и задняя подвески,
а также тормозная система. Автомобиль получил рулевое управление
МАЗ-5336 (64229) и шины 1200х500-508 модели ИД-П284, с увеличенной
до 16 нормой слойности. В настоящее время автомобиль Урал
комплектуется дизелем ЯМЗ-236НЕ2 мощностью 230 лс. Отбор мощности
возможен как от раздаточной коробки (до 100%), так и от коробки
передач (до 35 лс).
Шасси Урал-4320-1912 предполагалось использовать для установки
широкого спектра навесного оборудования, в первую очередь
для ресурсодобывающих отраслей. Оно конструктивно приспособлено
для монтажа различных агрегатов, и устройств, используемых
в нефтегазодобыче.
Для других отраслей экономики на базе шасси Урал-4320-1912
изготавливаются: автогидроподъемники АГП-28, экскаваторы-планировщики,
бетононасосы, бетоносмесители, топливовозы до 12 кубометров,
автокраны различной грузоподъемности, универсальные ремонтные
мастерские, вахтовые автобусы, пожарные автомобили, автоводовозы
с объемом термостатированной цистерны 10 кубометров. Для лесозаготовительных
предприятий изготавливаются сортиментовозы, оборудованные
гидроманипулятором. Также выпускается металловоз с кузовом
большого объема и гидроманипулятором.
Выход на рынок автомобилей Урал грузоподъемностью 12 тонн
привел к дальнейшему расширению гаммы спецтехники. На его
базе появился самосвал с задней разгрузкой грузоподъемностью
10 тонн. Этот автомобиль высокой проходимости (колесная формула
6х6, двигатель ЯМЗ-236НЕ2) применяется для отсыпки дорог,
кустовых оснований в нефтегазодобыче, при строительстве сооружений
в условиях слаборазвитой дорожной сети. На базе самосвала
Урал изготавливается комплексная дорожная машина Тройка-2000,
комплектуемая передним и боковым отвалами, пескоразбрасывателем,
гидравлическим манипулятором, средним ножом. Летом в кузов
устанавливается цистерна для воды.
Модельный ряд автомобильных шасси Урал оказался чрезвычайно
удобен для изготовителей навесного оборудования. Автозавод
"Урал" в кратчайшие сроки разработал несколько десятков
модификаций автомобиля, отличающихся длиной базы, силовым
агрегатом, длиной площадки под монтаж, расположением запасного
колеса и топливных баков, способом отбора мощности. Были организованы
показы шасси Урал в различных регионах, ознакомление с техническими
характеристиками практически всех заводов-изготовителей навесного
оборудования, предложены льготные условия для создания опытных
образцов.
В настоящее время география производителей спецтехники на
шасси Урал весьма обширна. Нальчик и Винница, Белгород и Новочеркасск,
Санкт-Петербург и Оренбург, ряд заводов Челябинска, предприятия
Башкортостана и Татарстана, Тюмень и Курган, Ижевск и Новосибирск,
Иркутск и Минск, Витебск и Пермь - вот далеко не полный перечень
городов, где шасси Урал получают надстройки.
В последние годы значительно расширен спектр передвижных
ремонтных мастерских на шасси Урал, которые оборудуются аппаратами
электро- и газосварки, вертикально-сверлильным станком, точильно-шлифовальной
машиной, установкой для регенерации отработанного масла, прессом
усилием 12 тонн, верстаком, подъемным механизмом, а по заказу
могут комплектоваться токарно-винторезным станком. Смонтированные
на автомобиле Урал, они способны уверенно добираться до объекта
ремонта, зачастую аварийного.
Некоторые мастерские, поначалу применявшиеся лишь в нефтегазодобыче,
были по достоинству оценены и в других отраслях. Так, машина
для наземного ремонта водоводов АНРВ-1У нашла широкое применение
в коммунальных службах. Она представляет собой удачную модель
ремонтной мастерской, оснащенной газо- и электросваркой, насосом
для откачивания воды, инструментом. Несущий ее автомобиль
Урал, кроме утепленного кузова-фургона имеет еще и открытую
грузовую платформу с гидроманипулятором.
Паровые промысловые установки используются нефтегазодобытчиками
для исключения образования парафиновых отложений в трубопроводах.
Они представляют собой передвижные котельные для получения
пара с температурой до 300 градусов.Зачастую они применяются
и в других отраслях экономики в качестве котельных.
Многочисленные производители топливозаправочной техники выпускают
на базе автомобиля Урал обширную гамму автоцистерн объемом
от 5 до 12 кубических метров. Выпускаемые ими топливозаправщики
Урал используются как в гражданском хозяйстве, так и в силовых
структурах, обеспечивая заправку не только наземной, но и
авиационной техники, что само по себе говорит об их высоких
технических характеристиках.
Полноприводная техника изначально обладает более высокой
безопасностью, чем неполноприводная, что особенно важно при
перевозках людей и при перевозках горючего.
Все большей популярностью пользуются смонтированные на шасси
Урал современные автокраны. Автокраны Урал выпускаются в Челябинске,
Иваново, Галиче, Юрге.
Лесовозы Урал являются хитом на протяжении нескольких сезонов.
Они получили высокую оценку у лесозаготовителей Сибири, Карелии,
Урала. Эти автопоезда - собственная разработка УралАЗа. Прицеп-роспуск
унифицирован с автомобилем Урал и специально рассчитан (колея,
шины) на работу с ним. Установка на лесовозы двигателя ЯМЗ-236НЕ2
сделала их много привлекательнее, и потребность в них растет
ежегодно.
Кроме лесовозных автопоездов выпускаются сортиментовозы,
оборудованные гидроманипулятором с полноповоротным грейферным
захватом и предназначенные для перевозки сортиментов до 6
метров, также освоен выпуск сортиментовозных прицепов.
Начиная с 1999 года, в соответствии с "Планом работ
по производству новых видов спецтехники", производство
вахтовых автобусов, передвижных кузовов-фургонов началось
непосредственно на "УралАЗ". При подготовке производства
вахтовых автобусов были изучены имеющиеся в эксплуатации образцы,
изготовленные в Нефтекамске, Козловске, Шумерле. Вахтовые
автобусы Урал, разработанные конструкторами НТЦ УралАЗ, отличаются
современным дизайном, комфортными сиденьями, системой вентиляции
и отопления, освещения, удобным доступом в салон.
Достойное место среди пожарной техники занимают специальные
автомобили на шасси Урал. Сегодня они выпускаются в Миассе,
Посевной (Новосибирская обл.), Курганской области (Варгаши).
Существующий модельный ряд содержит машины с двойной и одинарной
кабинами, цистерной для воды объемом 6 - 8 кубических метров.
Автомобили комплектуются современными насосными агрегатами,
располагающимися на шасси в различных вариантах, оборудуются
вертикально убирающимися шторными дверцами отсеков, что чрезвычайно
важно при работе в сложных (стесненных) условиях. Шасси Урал
позволяет этой технике проходить по самым сложным трассам,
что при ликвидации аварийных ситуаций может стать решающим
фактором.
Как видите, созданные для армии автомобили Урал активно и
удачно включились в работу многих отраслей экономики, что
связано с широкими возможностями, заложенными в его конструкцию. |