Rambler's Top100
Алфавитный указатель автомобилейКарта сайтаГлавная страница  
  ЦЕЛЬ АЗ "УРАЛ"
 

Сегодня, тридцатого ноября, градообразующее предприятие Миасса, автомобильный завод "Урал", отмечает 65-ю годовщину со дня своего образования. 65 лет прошло с момента, когда увидело свет решение Государственного Комитета Обороны СССР об эвакуации цехов из Москвы в Миасс, где в чистом поле, за считанные месяцы, вырос завод, имя которого сегодня известно во всем мире.

В канун юбилея мы побеседовали с директором дивизиона "Грузовые автомобили", генеральным директором АЗ "Урал" Виктором Корманом. О заводе, его перспективах и будущем.

- Виктор Христофорович, как вы оцениваете работу автомобильного завода "Урал" сегодня?

- Оценку могу дать однозначную. Сегодня автомобильный завод "Урал" работает стабильно, уверенно набирая обороты. Времена кризиса остались позади, и сегодня многие уже забыли о том, что к осени 2003 года, когда мне было предложено возглавить автозавод, предприятие генерировало убытки, которые достигли серьезных размеров. Таково уж свойство памяти: плохое быстро забывается - особенно на положительном фоне.

Третий год подряд автозавод увеличивает объемы производства и продаж, у него хорошая динамика развития. Все это говорит о том, что успех не случаен, что для его достижения пришлось хорошо, системно поработать по всем направлениям.
Самый главный оценщик нашей деятельности - это потребитель. Три года назад на складе готовой продукции стояло столько грузовиков, что можно было бы три-четыре месяца их не выпускать, а завод на это время - распустить. Мы же пошли по пути постепенного снижения остатков, и результат этой работы сегодня хорошо виден. В нынешнем году - настоящий бум спроса на автомобили Урал. Объемы производства и реализации выросли на треть, ежедневный темп сборки неоднократно в течение года увеличивался и сегодня достиг 46 грузовиков в смену. И, как результат, по итогам 2006 года мы продемонстрируем рекордные за последние десять лет рыночные показатели.

- Некоторые аналитики, недружелюбно, скажем так, настроенные к российскому автопрому, заявляют, что в ближайшее время отечественных производителей ждут нелегкие времена, и, мол, кризис не за горами…

- Уверен, они заблуждаются. Сегодня на рынке нет ярко выраженных симптомов кризиса, позволяющих говорить о падении спроса на грузовики Урал. Во-первых, в последние годы автомобильный завод "Урал" укрепил свои позиции во всех силовых министерствах и ведомствах. Российская армия сегодня активно перевооружается, год от года увеличивая закупку новой техники. Если сравнивать с 2004 годом, то автозавод "Урал" увеличил поставки Минобороны России в десять раз. Во-вторых, в гражданских секторах экономики, у нефтяников, газовиков, в лесном хозяйстве сегодня работает профессиональный менеджмент, который хорошо понимает и осознает конкурентные преимущества отечественной автомобильной техники перед иностранной. Потребитель пошел грамотный, знающий, что суть дела не в рекламном "гламуре", а в реальных потребительских свойствах и способности работать в любых климатических условиях - здесь и сейчас. Конечно, сегодня на российском рынке есть узкие сегменты, где отечественные производители уступили лидерство. Но, уверен, там мы еще не сказали своего последнего слова. В-третьих, как известно, автомобильный завод "Урал" приступил к освоению новой для себя ниши дорожных грузовиков. Самосвал с колесной формулой 6х4 сегодня реальность, спрос на этот грузовик по-прежнему превышает предложение. Следом за ним на главном конвейере стал выпускаться седельный тягач. И это - только первые шаги, поскольку программа развития дорожной гаммы АЗ "Урал" расписана до 2011 года.

- То есть вы уверены, что автомобильный завод "Урал" не сдаст своих рыночных позиций…

- Не только не сдаст. Уверен, что к 2016 году нам по силам увеличить объем производства в натуральном выражении в три раза.

- Амбициозная цель…

- Амбициозная, но вполне реализуемая. Если вы помните, автозавод намеревался удвоить объемы производства к 2010 году в соответствии с задачей, поставленной Президентом России. Однако, сделав первые шаги, поняли, что можно и нужно ставить перед собой более сложные задачи. Потому что уверен: чем выше поставлена цель, тем значительней будет результат.
Кроме того, не следует забывать, что в стратегии дивизиона "Грузовые автомобили", куда входит автомобильный завод "Урал", есть целая линейка грузовиков полной массой от восьми до 40 тонн, от развозного автомобиля до больших тяжелых грузовиков. Значит, будем расширять гамму выпускаемой техники.

Мы внимательно следим за тенденциями в мировом автопроме. Осенью с этой целью побывали на самой крупной выставке грузовиков в Европе - в Ганновере, где были продемонстрированы как серийные автомобили, так и концепт-кары. Одна только экспозиция фирмы "MAN" произвела на меня неизгладимое впечатление, поскольку в ней были отражены основные тенденции в области грузовиков среднего и тяжелого класса. Кроме того, выставка оказалась полезной с точки зрения установления новых контактов. Так, в Ганновере были проведены переговоры с рядом ведущих мировых фирм в области автокомпонентов: "Knorr-Bremse", "Raba", "George Fisher", "ZF" и т. д.

- Большое значение для увеличения объемов производства будет играть проект "Дорожные автомобили". А ведь еще несколько лет назад намерение войти в нишу дорожных грузовиков считали авантюрным решением…

- Думаю, своими действиями мы смогли доказать обратное. Достигнуть сегодняшних результатов помогла консолидация усилий всех работников автозавода, задействованных в проекте. Ведь, как ни относись к проекту, а факты - вещь упрямая. И они говорят о том, что дорожные грузовики Урал прошли путь от компьютерного макета к серийному производству в рекордно короткие сроки, попутно собрав множество престижных призов на крупнейших международных выставках.
Скажу больше. Успех дорожных грузовиков на рынке стал приятной неожиданностью и для управляющей компании "Группы ГАЗ". Неслучайно в одном из недавних интервью председатель правления "Группы ГАЗ" Эрик Эберхардсон отметил, что грузовики в итоге получились лучше, чем ожидалось. Недаром сегодня на первый план выходит задача по наращиванию производственных мощностей, в результате чего впервые за последние годы на автозавод поступает новое, современное импортное оборудование.

- Значит, будущее автозавода - за дорожными грузовиками?

- Я бы не стал делать таких категоричных заявлений. Идеальный вариант - это гармоничное развитие и дорожников, и внедорожников, ведь без должных вложений нам будет трудно удержать традиционные рынки сбыта. Но то, что технические решения, примененные сегодня на дорожных грузовиках, лягут в основу будущих внедорожников - неоспоримый факт.

- Как у предприятия обстоят дела на внешнем рынке?

- Могу оценить работу на внешнем рынке как стабильную. Позиции в ряде стран сегодня серьезно укреплены. Приведу конкретный пример. Автомобильный завод "Урал" поставил более 70 грузовиков военно-морскому флоту Мексики. Потребитель, идя на этот шаг, осторожничал, взвешивал все "за" и "против". В результате же, кроме исполнения своих прямых обязанностей, автомобили Урал приняли участие в ликвидации последствий смертельных ураганов в Индокитае, Мексике и даже США. И пришло признание! Год назад автомобиль Урал стал первым иностранным грузовиком, принявшим участие в традиционном параде, посвященном Дню независимости Мексики. А в нынешнем году на этом мероприятии из 90 единиц техники шестьдесят были "Уралы".

- Похоже, к латиноамериканскому рынку сбыта автозавод "Урал" вообще присматривается пристально. Недавно были на выставке на Кубе, затем поставка опытного автомобиля в Гватемалу…

- На кубинскую выставку мы отправились в составе российской делегации, которую возглавлял премьер-министр России Михаил Фрадков. Тогда же было принято решение о выделении Кубе кредита на сумму более 300 миллионов долларов, и часть этих средств будет направлена на модернизацию и ремонт автомобильной техники. В этой стране сегодня, по нашим оценкам, работает около пяти тысяч автомобилей Урал, поставленных еще во времена Советского Союза.

Кубинское министерство транспорта высоко оценивает технические возможности этих машин, несмотря на то, что часть грузовиков оборудована еще бензиновыми силовыми агрегатами. И мы договорились переоснастить автомобили современными дизельными двигателями, в связи с чем на Кубу отправится группа заводских специалистов, которая изучит ситуацию на месте. Тем более что с просьбой о сотрудничестве с кубинцами в этом направлении к нам обратился лично Михаил Фрадков.

- Как автомобиль Урал, представленный на кубинской выставке, оказался в Гватемале?

- Представители внутренних войск Гватемалы внимательно изучили опыт эксплуатации "Уралов" в Мексике и решили приобрести грузовик, чтобы познакомиться с ним более детально. Думаю, что в 2007 году это государство приобретет первую партию миасских грузовиков, которые будут использоваться в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

- На протяжении последних лет на автомобильном заводе "Урал" практически постоянно ведутся процессы реструктуризации. Какова их конечная цель?

- Цель любой реструктуризации - это достижение максимальной эффективности. В силу ряда обстоятельств к этим процессам отношение несколько настороженное. Хотя совершенно очевидно, что реструктуризация для бизнеса - большое благо, поскольку компания, занимающаяся поиском наиболее эффективной экономической и производственной модели, не стоит на месте, развивается. И этот процесс должен быть постоянным, иначе - застой, вытеснение с рынка, потеря лидерства.
Безусловно, в 2007 году производственный процесс автомобильного завода "Урал" будет меняться, корректироваться. Одни подразделения будут объединяться, другие перейдут на условно-самостоятельную работу, у третьих изменится логистика. Реструктуризация - сложный путь, но идти по нему жизненно важно и необходимо.

- Реструктуризация автозавода "Урал" сегодня - это следствие внедрения новой производственной системы?

- Совершенно верно. Сегодня новая производственная система является источником для изменений и улучшений в заводской структуре. Неоднократно говорил и повторю еще раз, что "бережливое производство" - это система здравого смысла, позволяющая обратить внимание на то, чего мы не замечали, и наконец-то сделать то, до чего в погоне за "штуками" элементарно не доходили руки. Главная наша задача на сегодняшний день - как можно активней задействовать в этих процессах персонал. В настоящий момент принципами "бережливого производства" хорошо овладели менеджеры, однако работники на местах зачастую этой информацией просто не владеют. Это - большое, сложное направление, которое нам предстоит осваивать. Вряд ли процесс будет быстрым, но без понимания на каждом рабочем месте сути перемен вряд ли можно рассчитывать на серьезный долгосрочный эффект.

- Наша беседа идет в канун 65-летнего юбилея АЗ "Урал". Что пожелаете автозаводчанам в честь праздника?

- Пожелания будут традиционными: здоровья, счастья, благополучия. Хочу поблагодарить всех: ветеранов, сегодняшних работников - за отличный труд! Уверен, что следующий год, как и предыдущие три, пройдет под маркой "Урала". Нам предстоит большая, трудная и интересная работа. Рассчитываю на вашу поддержку, автозаводцы!
С праздником вас, с днем 65-летия Уральского автомобильного завода!

Источник: "Уральский автомобиль"
Ноябрь 2006 г.

   
Продажа автокранов, автомобилей Урал всех модификаций, спецтехники на шасси Урал и запасных частей